Инновации в дополнительном образовании
Современная цивилизация, находясь на информационной стадии развития, предъявляет новые требования к качеству образования. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации. Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени. Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение придается нововведениям в системе образования. В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний обучающихся.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагают изменение профессиональной деятельности педагогов, что обусловлено смещением акцента от «знаниевого» подхода к «деятельностному». Как альтернатива традиционному образованию и как способ решения обозначенной выше проблемы рассматривается компетентностно-ориентированный подход – главная инновация современных стандартов. Деятельность, направленная на внедрение инноваций, является инновационной. До настоящего времени она была присуща ярким, неординарным личностям, отличающимся от большинства людей новизной взглядов, пытливостью ума и творческим подходом в решении разного рода проблем. В современных условиях инновационная деятельность стала уделом всех педагогов вне зависимости от их желания, стремления и возможностей. Поэтому на данном этапе модернизации системы дополнительного образования этот вопрос является проблемным и требующим дальнейшего изучения. Можно выделить следующие критерии инновационной деятельности педагога: — актуальность — новизна — образовательная значимость — общественная значимость — полезность — реализуемость. Опираясь на данные критерии, можно провести оценку инновационной деятельности педагога, а также использовать их для создания механизмов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении.
Инновационная деятельность, как и любая деятельность имеет свою структуру. Знание основных структурных компонентов позволяет: определить цель, своевременно внести коррективы и получить желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем. Современная педагогическая наука выделяет следующие структурные компоненты инновационной педагогической деятельности:
- мотивационный компонент
- отношение педагога к инновациям, при этом определяющую роль играет мотив самосовершенствования, а также осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить;
- креативный компонент
- творческие способности педагога, которые обеспечивают адаптацию, репродукцию, воспроизведение и преобразование существующего опыта, приспособление к педагогической ситуации;
- технологический компонент
- способности и умения педагога разрабатывать программу введения новшества в педагогический процесс; прогнозировать его результат; реализовывать, диагностировать и корректировать инновационные действия;
- рефлексивный компонент – способность педагога критически осмысливать свою деятельность.
- когнитивный компонент – знания педагога о технологиях обучения и уровень его педагогического мышления.
В основе мотивов, то есть побуждений личности педагога к нововведениям, лежат самые разные потребности:
- — желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;
- — повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста;
- — расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и самореализация, повышение категории и т.д.
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и выявлять причины недостатков). Инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.
Важным в деле подготовки педагога к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах, посещение открытых уроков. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе. Рассмотрим содержание, формы и методы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по управлению инновационной деятельностью.
Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям. Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании этого процесса.