БУ ДО РК "Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Патриотическое воспитание

==========================================
Межрегиональный проект «Беляевские чтения»

(автор и правообладатель Межрегионального проекта «Беляевские чтения» Канюс М.В.)

Межрегиональный проект «Беляевские чтения» стартовал 15 сентября 2011 года Проект направлен на патриотическое воспитание и научное просвещение детей и молодежи, популяризацию идей и достижений авиации и космонавтики. Проект – это новая, яркая, оригинальная форма сотрудничества семьи, школы и общественности, способная заинтересовать, увлечь всех участников образовательного процесса; это механизм привлечения и продвижения новых методик и технологий, авторских программ, конкурсов, проектов и идей, дающих качественные результаты в обучении и воспитании учащихся, их профориентации. Участники программ, конкурсов и других мероприятий Проекта получают возможность для общения и обмена опытом между сверстниками своего образовательного учреждения, образовательных учреждений города, посёлка, другого региона-участника Проекта. Сегодня идея, которая родилась в городе Череповце Вологодской области, существует как отрегулированная модель внеклассной работы с детьми и подростками. За десять лет в рамках Проекта были проведены творческие конкурсы, викторины, конференции, спортивные эстафеты. Многие из них стали традиционными и проводятся ежегодно. Участники Проекта побывали на экскурсиях в Мемориальном музее космонавтики, Центре подготовки космонавтов. Они неоднократно встречались с летчиками и космонавтами, Героями Советского Союза и Героями России. Проект уверенно и динамично развивается. Существенно расширилась география Проекта, увеличилось общее количество его участников, благодаря инициативе учебных заведений, дошкольных учреждений и библиотек.

===========================================

Приветствие Центра подготовки космонавтов

План мероприятий Межрегионального проекта “Беляевские чтения”

Положения к конкурсам

Материалы для проведения уроков

Видеоматериалы для проведения открытых уроков

===========================================

ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в республике Калмыкия признана одним из приоритетных направлений деятельности МО и Н РК и учреждений образования.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

В ОУ РК создана необходимая нормативно-правовая база по патриотическому и гражданскому воспитанию, имеются основополагающие программные документы, позволяющие системно осуществлять деятельность по возрождению, сохранению и развитию национальных традиций, воспитанию молодежи в духе патриотизма.

Активно реализуется программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 гг.», комплексный план мероприятий в сфере гражданско-патриотического воспитания в Республике Калмыкия от 20.03.2012г.№45-р и план мероприятий МОиН РК, связанных с памятными датами отечественной истории:

    • 70-летие основных сражений в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;
    • 400-лет Дома Романовых;
    • 100-летию начала Первой мировой войны;
    • 70-летию насильственного переселения калмыцкого народа в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока;
    • 20- летие Конституции Российской Федерации.

Задачи гражданско-патриотического воспитания в течение года неоднократно рассматривались на заседаниях координационного совета МО и Н РК, республиканских семинарах и совещаниях. В течение 2013 года было проведено 4 районных (Ики-Бурульского, Кетченеровского, Целинного и Черноземельского), 3 городских и 3 республиканских семинаров. Обучением за этот период было охвачено более 450 человек для  специалистов МОУ, педагогов ОУ РК и  руководителей школьных музеев. МО и Н РК осуществлялись контроль и координация деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений по реализации гос. программы. Так проверены уровень и качество патриотического воспитания школьников в образовательных учреждениях Кетченеровского района, организация ученического самоуправления в образовательных учреждениях Яшкульского района и г.Элиста. Проведено анкетирование учащихся с целью выявления знания исторических фактов, их духовно- нравственных запросов  и предпочтений. Анализ показывает активизацию патриотического воспитания учащихся, более системный характер мероприятий по формированию у них духовно- нравственных патриотических ценностей, развитию чувства гордости за свою страну, республику.   Одним из важных направлений в деятельности по реализации Программы министерство считает работу по подготовке к этому педагогического коллектива, активизации его творческого потенциала.  В этих целях в 2013 году проведены республиканские конкурсы образовательных программ и методических материалов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, туристско-краеведческой работе. Лучшие работы были направлены в оргкомитеты российских конкурсов. (Надбитов Р.К., методист БУ ДО РК «РЦДЮТ и К» стал лауреатом Всероссийского конкурса методических материалов).

В помощь педагогам изданы и направлены в образовательные учреждения методические  сборники и брошюры: «Патриотическое воспитание в современной школе» (обобщение опыта работы педагогического коллектива МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»), « Сборник документов по истории Калмыкии в годы ВОВ», «Боевой подвиг 34-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й Армии», сборник творческих работ учащихся «Государственная символика». Методические рекомендации: «135 лет со дня рождения О.И.Городовикова», «100-летие начало Первой мировой войне», «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» и мн.др.

Образовательные учреждения и школьники республики принимают активное участие в республиканских этапах всероссийских конкурсов: «На лучшее знание гос.символики», « Отечество», «Моя малая родина»и  т.д.       Специалистами министерства, органов управления образованием проводится работа по пропаганде положительного опыта в организации патриотического воспитания на базе опорных школ.

В соответствии с ежегодным календарем памятных дат и знаменательных событий ОУ РК реализован комплекс мероприятий по формированию у молодежи духовно-патриотических ценностей. В 2013 году МО и Н РК было проведено 65 республиканских мероприятий(конкурсы, слеты, соревнования, акции и т.д.)

Большое внимание уделяется поисковой деятельности школьников, работе по созданию школьных музеев и комнат боевой и трудовой Славы. В настоящее время функционируют 68 паспортизированных школьных музеев, 82-музейных формирования (комнат, уголков, залов). За многие годы работы в музеях школы сложилась система героико-патриотического и нравственного воспитания учащихся, ведется  целенаправленная работа. Оказывается методическая помощь и паспортизация музеев. Разработаны методические рекомендации   по организации школьных музеев, Положение о создании школьного музея. В фондах школьных музеев республики насчитывается более 15040 тысяч музейных предметов (в том числе 11163- подлинных).  Многие школьные музеи республики стали настоящими творческими лабораториями по приобщению учащихся и учителей к исследовательской деятельности. Также осваиваются новые, современные технологии воспитательной и образовательной деятельности, например: компьютерные презентации, создаются виртуальные музеи. На базе школьных музеев проводятся республиканские семинары (Яшкульская МГ, Троицкая СОШ, Лаганская СОШ № 3). Помимо основных форм  образовательно – воспитательной деятельности в музеях республики проводятся краеведческие и исторические уроки, праздники, встречи поколений, тематические и литературные вечера. Во многих музеях ведется работа по возрождению и пропаганде народных обычаев, традиций и обрядов. Действуют клубы, занимающиеся изучением истории края.

В канун депортации калмыцкого народа проведены митинги Памяти, тематические классные часы, встречи с репрессированными земляками-участниками «Поезда Памяти», различные республиканские и районные конкурсы. Так, проведены акции «Мой ветеран», «Обелиск», «Мемориал» в Городовиковском, Лаганском, Яшкульском районах. Вахты Памяти – Черноземельском, Ики – Бурульском, Октябрьском районах и г.Элиста, а также во всех школах республики операция «Забота» – работа тимуровских отрядов с целью оказания помощи ветеранам войны, труженикам тыла, детям войны в благоустройстве дворов, приусадебных участков. Трудовой десант на мемориалах, обелисках, памятниках. Оформление книг памяти, сбор материалов о ветеранах Великой Отечественной войны для школьных музеев.

Особую актуальность в современных условиях приобретает подготовка молодежи к военной службе и безопасности жизнедеятельности как на уроках, так и во внеурочное время в туристско- краеведческих детских объединениях, патриотических клубах.( в республике-363 детских объединений с общим охватом 7456 школьников). При БУ ДО РК «РЦДТ и К»  создана Калмыцкая детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». Ежегодно школьники республики принимают участие в межрегиональных соревнованиях «Школа  безопасности».Так, 2013 году команда детского объединения «Юный спасатель-турист» БУ ДО РК «РЦДЮТ и К»  приняла участие в VIII Межрегиональных соревнованиях «Школа безопасности-2013г.», г. Майкоп Республика Адыгея.Команда заняла 2 место.

– команда Цаганаманской гимназии Юстинского района приняла участие во II Межрегиональном полевом лагере «Юный спасатель» (водник), где заняла 3 место(Краснодарский край).

– команда Соленовской школы Яшалтинского района заняла 2 место.(Ростовская область).

В реализации мероприятий программы активно участвуют силовые министерства и ведомства, ветеранские организации ветеранов войны и труда, правоохранительных органов, ветеранов войны в Афганистане и Чечне, другие общественные организации. Ежегодно в январе-феврале в республике проводятся месячники оборонно-массовой работы, другие масштабные мероприятия военно-патриотического характера, в том числе «Уроки мужества» во всех образовательных учреждениях, обзорные экскурсии в воинские части.

Придавая гражданскому становлению личности, воспитанию патриотизма приоритетное значение Министерством определены опорные ОУ по гражданскому образованию. Ассоциация учителей РК « За гражданское образование» проводит семинары с участием ученых и авторов учебников по граждановедению для учителей и директоров образовательных учреждений. Совместно с Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в октябре проведено заседание Республиканской ассоциацией «За гражданское образование».  Ежегодно, начиная с 2003 года,  проводится республиканская акция «Я – гражданин Калмыкии», где школьники республики защищают свои социальные проекты.

Некоторые из них вылились в общенародное дело. Так, увековечены имена героев республики (их именами названы улицы населенных пунктов, школы); оказана помощь детям – инвалидам, сохранены историко-культурные памятники и т.д. По инициативе школьников Комсомольской СОШ№1 (проект «След на земле») имя Чумудова В.Г. присвоено одной из улиц п. Комсомольский, благодаря проекту «Мы с вами, мы вместе» Шарнутовской СОШ им. Б.С.Санджарыкова приобретены ноутбуки для детей-инвалидов, проект «Чтобы Кристина увидела свет» Элистинской СОШ №21 позволил собрать средства на операцию девочки, проект учащихся средней школы № 20 г.Элисты «Сохраним храм» стал общенародным делом по восстановлению Хошеутовского хурула, расчищены и восстановлены многие родники республики.

Лучшие проекты ежегодно участвуют во Всероссийской акции «Я – гражданин России». Многие стали лауреатами и отмечены на всероссийском уровне.

Анализ деятельности МО и Н РК и ОУ РК позволяет сделать вывод, что идеи гражданского, патриотического и военно-патриотического воспитания востребованы среди населения республики, находят поддержку в законодательных и властных структурах, органично вписываются в воспитательные и учебные планы ОУ РК. Главным критерием оценки работы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения являются их практические дела.

В республике далеко  не все еще  сделано в реализации государственной программы по патриотическому воспитанию граждан. Необходимо принимать меры по повышению ответственности государственных структур и общественных организаций.

В целях совершенствования процесса патриотического воспитания считаем необходимым изучение и внедрение опыта других регионов РФ;

    • Расширение сети образовательных учреждений, реализующих программы военно-патриотической направленности;
    • Создание информационно-координационного пространства, обмен и получение информации о происходящих событиях, мероприятиях и программах;
    • Сбор, анализ и распространение передового опыта и методик патриотической работы;
    • Подготовка и повышение квалификации специалистов по патриотическому воспитанию.
    • Финансирование деятельности военно-патриотических клубов, поисковых отрядов, школьных музеев, а также оплата труда их руководителей.

исп. Максимова О.С.

===============================================================================

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 76-летию ПОБЕДЫ в ВОВ

==================================================

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока памяти в образовательных организациях по теме: «Проект «Дорога памяти» как памятник победе советского народа в Великой Отечественной войне»

==================================================

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

==================================================

Материалы из Национальной библиотеке Амур-Санан (Дыхание эпохи)

==================================================


Окончание Второй мировой войны – это великое событие для всего мира. Именно в этот день был побежден нацизм и фашизм, прекращено преступление против всего человечества. Ключевую роль в этой Победе сыграл Советский Союз и его храбрые воины. Страшное зло могло распространиться по всему миру, если бы советский народ не одержал Победу в главном противостоянии Второй мировой – Великой Отечественной войне.
Точка во Второй мировой войне была поставлена Красной Армией на Дальнем Востоке. Блестяще проведенная Маньчжурская операция стала завершающей битвой Второй мировой, после которой последний союзник нацистской Германии – милитаристская Япония была вынуждена капитулировать.
2 сентября Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, а 3 сентября Советский союз праздновал Великую победу. В 2020 г. этот день объявлен днем воинской славы России – Днем окончания Второй мировой войны.
Мы должны помнить и чтить подвиг наших предков и их вклад в мирную жизнь современных государств!

==================================================

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СОБЫТИЯХ И ДАТАХ

В 2020 году наша страна отмечает 75 – летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В памяти поколений эта война навсегда останется символом высокого триумфа и трагедии, тяжелого горя и неисчислимых бедствий, стойкости, мужества, долга, верности и чести. Победа в Великой Отечественной войне досталась нашим соотечественникам ценой огромных потерь и миллионов жертв. Она явилась величайшим испытанием для советского народа, проявлением человеческого духа и патриотизма. Люди разных национальностей сплотились в жестокой схватке с фашизмом во имя мира на земле, во имя жизни будущих поколений людей. Ярчайшим тому доказательством является массовый героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны. На фронтах Великой Отечественной мужественно сражались сыны и дочери калмыцкого народа. В памяти жителей нашего края увековечены имена Эрдни Деликова, Баатр Басанова, Эренцена Бадмаева, Николая Воробьева, Ивана Гермашева, Георгия Лазарева и многих других. Подрастающее поколение должно знать хронологию событий Великой Отечественной войны, даты сражений и основных военных операций. Данная разработка подготовлена в помощь педагогам, работникам библиотек при подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

=================================================

Краеведы республики о Великой Отечественной войне…

Бембеева Буйнта активная участница туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм». В годы учебы в Зундинской СОШ Ики-Бурульского района ей подготовлены интересные и содержательные исследовательские работы на краеведческие темы. По итогам республиканских и всероссийских конкурсов занимала призовые места под руководством своего научного руководителя, Бембеевой Юлии Александровны, учителя калмыцкого языка и литературы, Почетного работника общего образования РФ. Успешно закончила Элистинскую многопрофильную гимназию. В данное время Буйнта является студенткой факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Учится она на «отлично», радуя своими успехами своих родных и, конечно, наш педагогический коллектив Центра.
В этом году празднуем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне и вспоминаем о солдатах, которые самоотверженно боролись с фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны, а также вспоминаем о тружениках тыла героическими усилиями, которых ковалась победа, миллионах мирных жителей, погибших от бомбардировок, голода, холода.


Мы не в праве забыть о концентрационных лагерях – символах злодеяний нацизма, они стали местом самого массового уничтожения мирных граждан за всю историю человечества.
Исследовательская работа Бембеевой Буйнты «Памятник от слова память» о спасенном еврейском мальчике имела большое интересное продолжение. Вот как Буйнта рассказывает о своей работе:
«В ходе исследовательской работы по истории поселка Зунда Толга мы записывали воспоминания старожилов. Из переписки с Бойко Раисой Сергеевной, ныне живущей в селе Арзгир Ставропольского края, и жительницей села Ипатово Фоменко Ниной Павловной мы выяснили, что в 1942 году недалеко от нашего поселка, в балке Хат Сала расстреляли евреев. Чудом выживший мальчик был из семьи Бортниковых, эвакуированной из Кишинёва. Прикрытый маминым телом, раненый в бок и в ногу Ваня, остался жив. Очнувшись, он пополз на восток и увидел девочку-калмычку. Её звали Амра, ей было 12 лет. Её мать Энчан Бадмаева промыла раны и спрятала на кузне среди угольных мешков. Туда к нему стала ходить русская женщина Здоренко Анна, она делала перевязки и чем могла, обрабатывала его раны, а ее сыновья Володя и маленький Ваня тайком носили еду. В Зунде становилось опасно оставаться – все чаще наведывались фашисты. Раны мальчика затянулись, и тогда Энчан и Анна решились отправить его в Арзгир. С помощью Палагуты Ивана Трофимовича и Прасковьи Михайловны, усыновивших его, Ваня остался жив.
В 2001 году на основании предоставленных свидетельств Ивана Трофимовича и Прасковью Михайловну, рисковавших своей жизнью ради спасения преследуемых евреев, удостоили звания Праведник народов мира, их имена были высечены на Стене почета в Аллее праведников Яд-Вашем.
С одним из сыновей Ивана Палагуты и с местными краеведами мы встретились в селе Арзгир Ставропольского края.  В ходе разговора появилась идея: установить в балке Хат Сала мемориальную плиту с данными об этом чудовищном событии времен Великой Отечественной войны. В этом нам помог краевед со Ставрополья Карнаух Анатолий Георгиевич. Он составил эскиз памятника, связался с НПЦ «Холокост».
Затем мы обратились с ходатайством к Собранию депутатов Зундатолгинского СМО о выделе земли для установления памятника, которое было единогласно одобрено.  Памятник был изготовлен в рамках проекта «Вернуть достоинство» Российского еврейского конгресса и Центра «Холокост» при поддержке евангельских христиан России, «Проекта имён» (Яд Вашем, Израиль). Открытие памятника прошло 7 сентября 2016г.  Мы пригласили сыновей Ивана Ивановича и потомков Здоренко А.Н. и Бадмаевой Э., также приехали на митинг по случаю открытия памятника учителя истории средних школ республики – участники семинара «Память о Холокосте – путь к толерантности», представители министерств и ведомств республики, местные жители. Исследовательская работа вызвала широкий резонанс: местные телеканалы выпустили несколько репортажей, газеты опубликовали серию материалов о Холокосте в Калмыкии. Также Калмыкию посетил ученый из Франции Патрик Бен-Симон, который готовил материал для студентов о преступлениях против человечества. Приезжал и режиссер документального кино Малюгин Юрий Анатольевич со своей съемочной группой. Руководитель исследовательской работы Юлия Александровна Бембеева по приглашению Научно-просветительского центра «Холокост» прошла стажировку в Израиле, в Яд Вашем музее холокоста».

Адьянова Е.С., методист БУ ДО РК «РЦДЮТиК».

==================================================

75 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне

Фоменко Екатерина, обучающаяся 9 “а” класса МБОУ “СОШ № 20” г.Элисты,

воспитанница туристско-краеведческого клуба компас БУ ДО РК «РЦДЮТ и К»

«Он сражался за Донскую землю» (о П.Н.Гирдикове)

В 2020 году население России отмечает 75–ю годовщину Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Люди разных поколений в городах и селах нашей страны выйдут на майские митинги. Они подойдут с цветами к Вечному огню, чтобы почтить память погибших солдат и отблагодарить оставшихся в живых ветеранов. Но многие семьи все еще живут надеждой узнать что-либо о своих родственниках, пропавших без вести в годы войны. Длительное время оставалась неизвестной и судьба нашего земляка – красноармейца Павла Гирдикова.
Из воспоминаний родных Гирдикова, я узнала, что он родился в 1922 году в селе Эзгята Лаганского района Калмыцкой АССР. Павел был старшим заботливым братом и помощником отцу, поскольку мать рано умерла. Несмотря на большую нужду в семье, он учился очень хорошо. Их всех предметов больше всего любил математику и очень уважал труд своих учителей. Они часто поручали способному юноше проводить дополнительные занятия с ребятами. Павел увлекался спортом, прекрасно плавал и особенно полюбил спортивную стрельбу.
За свою меткость он еще в 10 классе получил значок «Ворошиловский стрелок». В дальнейшем это позволило Павлу стать снайпером. После школы он поступил в педагогическое училище, мечтая продолжить учебу в вузе. Но война разрушила планы…

В конце 1941 года студент Павел Гирдиков получил повестку о призыве в армию. В числе молодых ребят из Калмыцкой АССР Павла направили на учебу в Новочеркасское кавалерийское училище. Во время учебы в кавучилище курсант Гирдиков показал прекрасную боевую выучку, навыки обращения с оружием и по рекомендации командиров стал снайпером. Но стремительное наступление немцев на Дон и Северный Кавказ не позволило курсантам завершить учебу…
В семье родственников солдата многие годы хранят очерк журналиста Нарана Илишкина «По зову за Родину», написанный по свидетельствам однополчан Павла. На 46 странице пожелтевшей от времени книги описывается его подвиг:
«…Долго не расходились однополчане в тот чудесный майский день. Им было, что вспомнить, о чем и о ком рассказать. Особенно часто упоминалась фамилия Гирдыкова.
…Гирдыков Павел, комсомолец из Каспийского района, командир 4 отделения эскадрона.
– Отважный был, – говорили о нем. – Искал встречи с врагами, снимал их меткими выстрелами из снайперской винтовки.
Для родных и близких Павел пропал без вести. Есть ли родитель, который поверил бы в гибель сына, не получив официального подтверждения?
В прошлом, 1968 году, подполковник Барванцыков разыскал отца Павла, старого каспийского рыбака. Старик долго молчал. Затем заговорил тихо, медленно роняя слова.
– Я знал, что рано или поздно увижу фронтовых друзей сына. Когда он уходил добровольцем в армию, я сказал ему: «Смотри Павел, жестокая идет война. Ты старший у меня. Береги себя!». Он ответил мне: «Отец, если мы, комсомольцы, будем беречь себя, далеко немец дойти сможет. Нет, отец. Не смогу беречь я себя…».
Славной была короткая жизнь этого чистого, честного паренька из Каспийского с обостренным чувством любви к Родине, героической – смерть… Из полуразрушенного дома ударил немецкий пулемет, прижав к земле нашу наступающую цепь. Гирдыков ползком, короткими перебежками достиг дома, уничтожил вражеский расчет и повернул ствол пулемета в сторону противника. После боя Павла нашли мертвым под обломками здания».
Вышеуказанный очерк журналиста Илишкина и похоронка, пришедшая еще в 1947 году, для родственников были единственными свидетельствами гибели Павла. С тех пор, как он ушел на войну, в семейном альбоме хранятся лишь несколько старых фотографий. Время от времени младшие братья Павла Гирдикова с горечью в сердце рассматривают их. Между братьями большая разница в возрасте. Константин родился в 1940 году и не помнит, как выглядел Павел – когда он погиб, ему – младшему братишке – было всего три года. А вот Аким – 1934 года рождения и хорошо запомнил своего брата, рассказал, с какой теплотой он брал их – маленьких детей – на руки, как заботился о них.
Тяжело не знать, где именно находится место упокоения близкого человека, куда можно принести цветы и помянуть его. Переживания, вызванные этой неизвестностью, постоянно были в сердцах братьев и старшей сестры Екатерины. На их многочисленные запросы в центральные и местные архивы не поступало никаких ответов. А в «Книге памяти» Калмыкии, как позже выяснилось, было неверно указано место гибели Гирдикова – село Александровское Ставропольского края.
И только в марте 2009 года из Центрального архива Министерства обороны пришел следующий ответ:
Архивная справка
«По документам безвозвратных потерь рядового и сержантского состава значится: казак 36 гвардейского кавалерийского полка 10 кав. дивизии рядовой Гирдиков Павел Надбитович погиб 11 февраля 1943 г., похоронен:
С. Ново – Александровский, что в 24 км юго – западнее гор. Ростова – на – Дону.
Отец, Гирдиков Надбит, проживал: Калмыцкая АССР, Лаганский район, д. Лагань.
Основание: ЦАМО, донесение 17106 с – 1943 г. № 19».
Получив ответ из ЦАМО, родственники написали письмо в Ростовский областной военкомат с просьбой посодействовать об уточнении места захоронения брата. Вскоре глава администрации Новоалександровского сельского поселения Сергей Пархоменко известил их о том, что Павел Гирдиков был внесен в списки погибших, а также пригласил принять участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню Победы.
Одним из немногих свидетелей освобождения Новоалександровки от фашистов является Матрена Яковлевна Колесникова, которая проживает в этом селе с 1942 года.
– Немцы ушли через хутор на Кавказ, – рассказала она журналисту – а потом обратно. Как они отступили, так и появилась братская могила. Кто там похоронен, не знали, а вот о вашем солдате все говорили – казах».
В братской могиле в Новоалександровке покоятся 92 воина. Поисковики и местные энтузиасты проделали большую работу, чтобы узнать имена погибших. Два имени известны еще с зимы 1943 года. Это Гирдиков Павел Надбитович и Чистяков Виктор Иванович. Эти фамилии выбиты на скромном обелиске. Так уж получилось, что могила героев оказалась во дворе сельского Дома культуры. Люди, пережившие войну, бережно сохранили захоронение бойцов. И повелось с тех, далеких уже времен, что клубные работники, словно эстафету, принимали друг от друга заботу о могиле. Они делают все, чтобы это место было ухоженным и в цветах» .
Братья героя привезли в Новоалександровку фотографию Павла Гирдикова, где он в военной форме сжимает эфес казацкой шашки. Копия фотографии, исполненная на мраморной плите, была вставлена в обелиск. Тогда жители села впервые увидели на нем, как выглядел двадцатилетний парень из Калмыкии, погибший за Родину.
В ростовской областной газете «Приазовье» я обнаружила статью Е. Купоровой с описанием боя за освобождения Новоалександровки (на основании воспоминаний разных лет). В этой статье упоминается подвиг Павла Гирдикова:
«При освобождении села Новоалександровка группа фашистов заняла очень выгодную для боя позицию, и наши бойцы гибли один за другим… Справиться с противником было непросто, но именно снайперский выстрел командира Гирдикова попал в цель, уничтожив вражеского стрелка, а затем минометным огнем был уничтожен весь расчет. В том бою, защищая донскую землю, и погиб калмык Павел Гирдиков. Вечная ему слава!».
В небольшом казацком хуторе на Дону с любовью чтят память молодых ребят, отдавших жизнь в тяжелых боях Великой Отечественной войны. Их пример показывает, что значит быть патриотом своей страны, уважать людей, которые, независимо от верований и национальностей, встали на защиту горячо любимой для них Родины.

Оставьте комментарий